Включение участков из земель лесного фонда в границы населенного пункта: в согласовании могут отказать, если отсутствует достаточное обоснование
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 ноября 2011 г. № 7345/11 Судебные акты апелляционного и кассационного суда подлежат отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции, поскольку, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что законодательство не устанавливает исчерпывающего перечня оснований для отказа в согласовании, отказ департамента является мотивированным и соответствует действующему законодательству, мотивами отказа обоснованно явились приоритет защиты лесов, сохранение лесов как экосистемы, так как раздробленность лесных участков не способствует охране, защите и воспроизводству лесов.
Территориальный орган Рослесхоза отказался согласовать заявление о включении участков из состава земель лесного фонда в границы населенного пункта. Это объяснялось следующим. Недостаточно обоснована площадь испрашиваемых участков под заявленные цели (строительство комплекса заводов по глубокой переработке нефти и производству продуктов нефтехимии). Включение участков в границы населенного пункта не мотивировано (земли не примыкают непосредственно к нему). Межведомственная комиссия по размещению производительных сил на территории региона рекомендовала изменить категорию участков на земли промышленности и другого специального назначения, а не на земли населенных пунктов.
Президиум ВАС РФ отменил акты судов, посчитавших отказ незаконным.
Закон не устанавливает конкретных оснований для отказа в согласовании такого заявления и не обязывает уполномоченный орган при наличии каких-либо условий принять положительное решение. Вопрос о согласовании в данном случае относится к сфере административного усмотрения этого органа. Мотивы отказа могут быть основаны как на формальных запретах и ограничениях в сфере лесопользования и распоряжения участками лесного фонда, так и на общих принципах лесного законодательства.
Земли населенных пунктов предназначены для их застройки и развития. Чтобы обеспечивать эксплуатацию промышленных объектов, используются земли промышленности и иного специального назначения. Таким образом, уполномоченный орган обоснованно усомнился в целесообразности отнесения испрашиваемых участков к землям населенных пунктов, а не промышленности.
Вывод о том, что заявленная площадь участков обоснована актом их выбора, несостоятелен. Данный акт определяет размер участка, необходимого для строительства и безопасной эксплуатации комплекса заводов (т. е. включаются и санитарно-защитные зоны). Он не может предопределять площадь участка, который нужно включить в границы населенного пункта.